Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая, что с их ребенком все в порядке, а ведь вовремя поставленный диагноз это залог успеха. Давайте попробуем разобраться с понятием задержка психического развития.
Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Это пограничное состояние между нормой и патологией (например, умственная отсталость). Но в отличие от патологии это процесс обратимый, правда, при наличии специально-организованного коррекционного обучения, возможно медикаментозной помощи.
Поэтому родителям не стоит впадать в панику, а нужно понять, что ЗПР это не приговор на всю жизнь, что развитие их ребенка идет в своем темпе, несколько замедленным по сравнению со среднестатистической нормой и ребенку для преодоления такой задержки нужна помощь специалистов и индивидуальный подход к обучению.
Диагноз не может быть поставлен одним только неврологом, решение принимает специальная комиссия, в составе которой есть психолог, психотерапевт, дефектолог, логопед.
Как правило, диагноз ЗПР ставится специалистами ближе к школьному возрасту, к 5-6 годам, когда становятся очевидными проблемы ребенка в обучении.
Диагностирование ЗПР в более раннем периоде жизни ребенка затруднено и основано на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.
Признаки ЗПР
Итак, что же должно настораживать родителей для вовремя поставленного диагноза:
- В первые годы жизни у ребенка наблюдается отставание в формировании двигательных и общепсихических функций, т.е. задержка психомоторного созревания: ребенок позже своих сверстников начал садиться, ползать, ходить, более позднее появление гуления, лепета, первых слов). Возможны тики, гиперкинезы.
После 3-х лет:
- высокая утомляемость, истощаемость всех психических процессов (ребенок быстро устает);
- слабая мелкая моторика (ребенку тяжело рисовать, собирать мозаику);
- двигательная неловкость, недостаточная координация, следовательно несформированность навыков самообслуживания (ребенок с трудом одевается, умывается);
- эмоционально-волевая незрелость (волевое усилие затруднено, частая смена настроения, аффективные вспышки, сниженная контактность со сверстниками);
- речь замедленна, множественные нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи, трудности построения связного текста.
- внимание поверхностное, концентрация затруднена (ребенок легко отвлекается от того, чем занят);
- память снижена, запоминание мозаичное, в основном наглядно-образное.
- трудности с соотнесением, прогнозированием, упорядочиванием, деланием выводов.
- нарушения игровой деятельности (трудно соблюдать правила игры, однообразный, стереотипный сюжет игры).
Эти признаки могут заметить внимательные к своему ребенку родители и подтвердить или опровергнуть на комиссии специалисты.
При вовремя организованной коррекции, к началу средней школы у ребенка есть шанс догнать в психическом развитии своих сверстников – и это не может не радовать.
Как же предупредить диагноз?
Рекомендации родителям:
- Благоприятные условия для протекания беременности и родов, избегание любых негативных внешних факторов, которые могут повлиять на развитие ребенка.
-Телесно-эмоциональный контакт матери и ребенка с первых дней жизни (ребенка нужно обязательно брать на руки, носить, поглаживать не только по головке, по всему телу, обнимать, целовать, разговаривать с ним, очень важен контакт глаз).
- Благополучная семейная обстановка.
- Богатый сенсорный опыт ребенка в первые годы жизни.
- Разнообразие игровой деятельности со взрослыми.
- И, конечно, посещение невролога, педиатра, не пренебрежение их рекомендациям.
Ничего сложного или невозможного, предотвратить ЗПР, гораздо проще, чем преодолеть, но и это возможно!
,
Буклет "Раннее выявление признаков дизартрии у детей" (просмотреть материал)
Удачи вам! Будьте здоровы и счастливы!