Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Омар Хайям
.
.
.
.
У меня выбор жизненного пути не случаен. Он уходит своими корнями в детство. Оно похоже на детство миллионов советских детей. Родилась я в Моршанске и ходила в детский сад №6. Сколько воспоминаний связано с этим местом. Воспитателями у меня были Старчикова Нина Григорьевна и Римма Сергеевна Урбан. Это были добрые, заботливые и творческие педагоги, которые старались привить нам, своим воспитанникам, самостоятельность, воспитывали в нас сопереживание и сочувствие к окружающему: людям, животным, растениям. Мы любили и уважали своих воспитателей. Многие девочки нашей группы, во время игры в «Детский сад», хотели быть именно воспитателем, которого непременно звали Нина Григорьевна и Римма Сергеевна. Перевоплощение в воспитателя продолжалось и вне стен детского сада. Мне нравилось возиться с малышами, придумывать игры, загадывать загадки, устраивать маленькие концерты.
В школьные годы моё шефство не закончилось, я стала вожатой у младших школьников. Пролетели школьные годы, и передомной встал вопрос о выборе профессии. Раздумья были недолгими, я буду воспитателем. Мне нравилось учиться, получать знания о воспитании детей. С нетерпением мы ждали практики, чтобы пообщаться с детьми, поиграть с ними, провести занятия, вечера досуга и, конечно же, встретиться с любимыми наставниками-воспитателями. А дальше – любимая работа воспитателем в детском саду№16. Коллектив был сплоченный и дружный. Меня, молодого специалиста, приняли тепло. Работая воспитателем, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ними выполнять задания, рисовать, удивляться окружающему, делать новые открытия, жить их жизнью и вместе с ними радоваться успехам. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо приласкать и пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Сейчас имея за плечами 27 лет стажа, я с уверенностью могу сказать - очень интересная и нужная профессия воспитатель, однако не каждый человек, получив её может стать хорошим воспитателем. Надо так любить работу с детьми, чтобы идти в детский сад с хорошим настроением и желанием нести детям новое и, непременно, позитивное. Все мы знаем, что от настроения воспитателя зависит очень многое: ласков он или груб с воспитанниками, занижает ли способности детей или хвалит их и дает шанс в другой раз сделать ещё лучше. Очевидно одно, если он по-настоящему любит детей и свою работу, то непременно всё у него получиться и дети ответят ему любовью и послушанием.
Сегодня я работаю старшим воспитателем. Моя основная работа – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности дошкольного учреждения моё влияние опосредственно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и научить этому педагогов. Показать тот или иной приём на практике, объяснить методику, при необходимости активно включиться в педагогический процесс, а для этого я часто бываю в группах, наблюдаю, оцениваю, корректирую работу педагогов. Главный метод в моём арсенале – это убеждение и доказательство. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, я стараюсь убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми не эффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушаться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда оценивается позитивно. В свое работе старшим воспитателем, я учитываю интересы и пожелания педагогов. Педагогам больше нравиться, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому использую такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, дискуссии, круглые столы, мозговую атаку, которые дают наибольший результат. Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству, всё время что-то придумывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют работу, но не проявляют особой инициативы. Учитывая это, проектирую методическую работу, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Особого внимания требуют молодые специалисты. Молодым педагогам необходимо помочь адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Адаптация во многом зависит от психологического климата в учреждении. От того как новичка встретят коллектив, будет зависеть последующая успешность специалиста. В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. Начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми и родителями. Активно используются такие формы как, открытые занятия, семинары-практикумы, решение педагогических ситуаций. Всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Благодаря моей поддержке, как старшего воспитателя, многие педагоги стали участниками, победителями и призерами городских конкурсов, выставок работ, получили заслуженные награды и поощрения. Многие педагоги повысили свою самооценку, профессиональный и творческий потенциал, участвуя в городских конкурсах «Воспитатель года», «Лучший воспитатель».
Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную работу в своём дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Это коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Главная моя формула успеха – это признание своего труда в глазах коллег и общественности в результате проведенной работы.
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ
Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.
Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно-образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций: определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.
Основной компонент управленческой деятельности – определение цели. Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее: цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.
В качестве общих задач методической работы можно представить следующие: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.
Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.
Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.
Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.
Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.
Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.
В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.
В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.
Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в:
- подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
- создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
- формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;
- стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
- создании имиджа ДОУ среди населения;
- выборе (разработке) образовательных программ для детей;
- организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
- организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
- развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;
- развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.
Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
- предложения в план работы ДОУ;
- повышение квалификации воспитателей;
- помощь воспитателям в самообразовании;
- аттестацию воспитателей;
- составление сетки занятий по возрастным группам;
- методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
- обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
- ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
- развитие преемственности ДОУ и школы;
- совершенствование работы с родителями;
- комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Организует учебно-воспитательную, методическую работу:
- готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
- проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
- организует работу творческих групп;
- своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
- ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
- комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;
- организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
- проводит совместные мероприятия со школой;
- готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
- своевременно оформляет педагогическую документацию;
- формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
Осуществляет контроль за работой воспитателей:
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает занятия в группах;
- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.
Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков. Изучает планы воспитателей по самообразованию. Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.
Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе:
- наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;
- наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;
- готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;
- стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;
- освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
- наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.
По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен:
При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
При организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.
При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал) .; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.
При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.
При общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата и коллективе.
Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.
ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
.
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. №08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Информация для педагогв "Вступил в силу ФГОС ДО" (ознакомиться с документом)
Анкета для педагогов "Введение ФГОС ДО" (ознакомиться с документом)
Международный уровень
Конвенция о правах ребенка (ознакомиться с документом)
Декларация прав ребенка (ознакомиться с документом)
.
Указы президента РФ
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (ознакомиться с документом)
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (ознакомиться с документом)
.
Федеральный уровень
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ознакомиться с документом)
ФЗ РФ от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ознакомиться с документом)
ФЗ РФ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ознакомиться с документом)
.
Приказы, постановления, письма и другие документы федерального уровня
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей" (ознакомиться с документом)
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. №594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (ознакомиться с документом)
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы" (ознакомиться с документом)
Приказ Минобрнауки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (ознакомиться с документом)
Письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. №08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"" (ознакомиться с документом)
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Приказ Минобрнауки РФ от 20 июля 2011 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (ознакомиться с документом)
Конспекты
ОНД по развитию познавательной активности и математических способностей детей старшего дошкольного возраста "Лесенка успеха", 2016 (ознакомиться с документом)
НОД с детьми 3-4 лет по реализации образовательной области "Познание" "На друг - клоун" (ознакомиться с документом)
НОД "Волшебница вода" (ознакомиться с документом)
НОД "Лесная поляна" (ознакомиться с документом)
Выступления на семинарах, открытых столах
Доклад "Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность" (ознакомиться с документом)